(495)509-29-11

События в мире

29-09-2017

Позиция СИП: если не доказано иное, ответчик, который наряду с истцом указан в качестве автора полезной модели, является ее соавтором
18 июля Суд по интеллектуальным правам (СИП) отказал в иске о признании недействительным патента на полезную модель, выдаче нового патента с указанием истца единственным автором полезной модели и патентообладателем

29-09-2017

Умную куртку от Google и Levi's уже можно найти в продаже
Google сделал официальное заявление про старт продаж по нескольким розничным сетям на территории США новой умной куртки.

29-09-2017

Международная компания Accenture запатентовала технологию редактируемого блокчейна
Международная консалтинговая компания Accenture получила патент на технологию редактируемого блокчейна

24-08-2017

Позиция СИП: обозначение со словом «коньяк» может быть зарегистрировано только для спиртных напитков, произведенных во Франции
СИП счел отказ в регистрации в качестве товарного знака (для бренди) обозначения, содержащего в т. ч. слово «коньяк», обоснованным,

24-08-2017

Представителям в Роспатенте потребуются нотариальные доверенности
Роспатент разработал законопроект о порядке удостоверения полномочий представителей организаций и ИП. Если инициатива будет поддержана, то всем, кроме патентных поверенных, потребуется нотариально заверенная доверенность

РЕГИСТРАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ В КАЧЕСТВЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ


Известно, что Закон РУ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее «Закон») не исключает географические наименования из разряда охраноспособных обозначений.

При этом в Законе содержатся положения, которые могут ограничивать регистрацию географических наименований в качестве товарных знаков. В частности, согласно статье 10 пп.8, 9 в качестве товарных знаков не регистрируются:
- обозначения, используемые для характеристик товаров, в том числе вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности, а также места и времени их производства или сбыта.
- обозначения, ложные или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

И именно эти положения - наиболее сложные с точки зрения преодоления отказов в регистрации географических наименований в качестве товарных знаков

Мы надеемся, что опыт специалистов нашей компании, окажется полезным для предпринимателей, планирующих подачу заявок на регистрацию товарных знаков.


Международный товарный знак SPRINGFIELD

Было вынесено предварительное решение об отказе, основанное на том, что слово "SPRINGFIELD" является географическим наименованием, способным ввести в заблуждение потребителя в отношении места происхождения товаров (ст. 10, п.9, Закона).

Действительно, в сознании рядового потребителя товарный знак может вызвать ассоциации, связанные с его определенным, твердо установленным географическим происхождением или с определенным, твердо установленным качеством товара. Опасность состоит в том, что подобные ассоциации могут не соответствовать действительности. Именно в таком случае появляются основания для отказа в регистрации географического наименования в качестве товарного знака.

Мы посчитали, что в данном случае отсутствуют предпосылки для подобной трактовки товарного знака и аргументировали нашу точку зрения следующим образом.

В мире существует несколько объектов, носящих название Springfield (например - США, Великобритания). В связи с этим, слово "SPRINGFIELD" не является указанием на одно единственное, уникальное место производства и не способно вводить потребителя в заблуждение относительно происхождения товаров.

Современная практика показывает, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы географические наименования, в частности,
а) фантазийные наименования, т.е. не вызывающие ассоциаций с местом происхождения товара (например, «Эверест», «Арарат», «Сахара»);
б) географические наименования исторического характера, не употребляемые в настоящее время (например, «Славутич»);
в) малоизвестные широкому потребителю географические наименования (например, название озера «Свитязь» (1).

В мире существует огромное количество географических наименований. Многие из них не известны потребителю, воспринимаются им безотносительно к географическому месту и вследствие этого не вызывают никаких ассоциаций с товаром или местом его производства. В таком случае подобные географические наименования воспринимаются как фантазийные. Их использование в отношении конкретного перечня товаров не будет вводить в заблуждение в силу неизвестности того или иного географического наименования, несмотря на то, что в отношении происхождения товара это географическое наименование является ложным (2).

- В силу того, что обозначение SPRINGFIELD малоизвестно или совсем не известно национальному потребителю, оно не будет восприниматься рядовым потребителем как географическое наименование.

- Следует также учесть, что данное наименование состоит из слов естественного языка: "spring" - весна и "field" - поле (фантазийное значение - «Весеннее поле»).

На основании этих аргументов, мы сделали вывод о том, что обозначение SPRINGFIELD не может быть воспринято как указание на место нахождения заявителя или происхождения товара, и соответственно не может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

В результате рассмотрения нашего возражения экспертизой было принято решение о регистрации знака.

Международный товарный знак EVEREST & Design

Было вынесено предварительное решение об отказе в регистрации, основанное на том, что словесный элемент "EVEREST" является географическим наименованием, способным ввести в заблуждение потребителя в отношении места происхождения товаров (3).

Нами были приведены следующие доводы.

Наименование EVEREST относится к числу обозначений, которые не могут быть восприняты как указания на место нахождения заявителя или происхождения товара в силу нереальности такой связи, т.е. в месте под этим названием не существует производства товаров, которые предполагается маркировать этим обозначением.

Подобные обозначения, как правило, призваны ассоциативно подчеркнуть то или иное свойство товара. К примеру, Арктика ассоциируется с производством или продажей прохладительных напитков. Сахара - с кремом для загара.

И точно также обозначение Эверест (Эверест - высочайшая горная вершина мира) призвано вызвать у потребителей ассоциацию с высоким качеством и положительными характеристиками товара - высокая цель, победа сильнейшего, упорство в достижении цели, честная конкуренция. Был сделан вывод о том, что наименование EVEREST не может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, поскольку является фантазийным, т.е. не вызывающим ассоциаций с местом происхождения в силу нереальности такой связи.

В результате рассмотрения экспертизой нашего возражения, было принято решение о регистрации знака.

Международный товарный знак PRESLAV ПРЕСЛАВ

В отношении международного товарного знака ПРЕСЛАВ PRESLAV было вынесено предварительное решение об отказе в регистрации, основанное на том, что слова "ПРЕСЛАВ" и "PRESLAV" не обладают различительной способностью в отношении товаров 33 класса, поскольку являются описательными, указывающими на место производства товаров (ст. 10, п.8, Закона).

Нами были приведены доводы, доказывающие соответствие заявленного обозначения критериям охраноспособности.

Во-первых, обозначение ПРЕСЛАВ не пользуется определенной репутацией в отношении конкретного вида товара, следовательно, не является обозначением, ставшим на дату подачи заявки видовым понятием.

Во-вторых, обозначение ПРЕСЛАВ не соответствует официально признанному названию «Великий Преслав» (город в Болгарии), т.е. является обиходным названием и в некоторой степени фантазийным, следовательно, не может указывать на место производства товаров.

В-третьих, оценка возможности введения потребителя в заблуждение относительно происхождения товара показывает, что этого не может быть, поскольку Великий Преслав расположен в Болгарии, где и находится место производства товаров нашего клиента.

И последнее, данное обозначение свободно по отношению к охраняемым Законом, ранее зарегистрированным товарным знакам.

В результате рассмотрения нашего возражения международный знак PRESLAV/ПРЕСЛАВ был успешно зарегистрирован в Узбекистане.


ЛИТЕРАТУРА

1. А.П.Рабец «Правовая охрана товарных знаков» - Санкт-Петербург, Юридический центр, 2003 г.)
2. А.Григорьев, «Может ли географическое наименование стать товарным знаком?»
(«Интеллектуальная собственность», 1994 г., № 7-8)
3. Закон Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ст.10, п.9
4. Закон Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», ст.10, п.8

Алена МЕНЯЙЛОВА
Патентный поверенный Республики Узбекистан
"IntellSphere Group" 

(оригинальный текст: 
информационно-аналитический журнал "Управление интеллектуальной собственностью", 
1/2008, Государственное патентное ведомство Республики Узбекистан)