You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MySQL server version for the right syntax to use near ' UNIX_TIMESTAMP())' at line 1
Как не потерять $ 3 миллиарда – возможная плата за недооценку роли патентов – Borovic.ru

(968)669-5304

События в мире

18-10-2024

Роспатент повысил пошлины: что изменилось, кроме цен
Пятого октября 2024 года вступили в силу поправки в Положение о пошлинах за юридически значимые действия с объектами интеллектуальной собственности. Поправки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2024 года.

18-10-2024

Внесены изменения в Положение о пошлинах
В связи с поступлением в Роспатент обращений подготовлены ответы на типовые вопросы о порядке применения Положения о пошлинах с учетом внесенных в него изменений.

18-10-2024

Таблицы видов юридически значимых действий и размеров пошлин
Перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины

18-10-2024

Первый в истории симпозиум ВОИС по патентной аналитике
С 16 по 19 сентября 2024 года состоялся первый в истории симпозиум ВОИС по патентной аналитике.

18-10-2024

Роспатент сообщил о росте числа заявок на регистрацию российского софта
За девять месяцев 2024 года отечественные разработчики подали в Роспатент 26 556 заявок на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных, что на 13,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.

Как не потерять $ 3 миллиарда


Такова возможная плата за недооценку роли патентов и анализа их стратегической ценности


В конкурентной разведке основную роль играет информационный анализ с последующим синтезированием полученных сведений. В информационном же анализе все более важная роль отводится патентной информации. До недавнего времени ее ценность представлялась лишь в обретении патентообладателем базисных технологических конкурентных преимуществ. Однако патентные документы содержат еще и важнейшую информацию для принятия стратегических решений.

КЛАССИЧЕСКИМ ПРИМЕРОМ того, как патентная информация может стать стратегическим инструментом в арсенале конкурентной борьбы, является история с продвижением на рынок моментальной фотографии компанией Kodak.

Когда в конце 1960<х годов оборудование для моментальной фотографии фирмы Polaroid захватило 15 % американского рынка фотокамер, руководство компании Kodak вспомнило о ранее начатых ею и заброшенных разработках в этой области и решило потеснить молодую компанию Polaroid. 20 апреля 1976 года Kodak запустила производство собственных камер и пленки для мо ментальной фотографии. Однако буквально через семь дней после этого компания Polaroid, которая своевременно оградила свою продукцию от посягательств конкурентов, подала иск на Kodak, обвинив фирму в нарушении прав на 12 патентов.

После девятилетнего разбирательства окружной суд Бостона обвинил Kodak в нарушении прав Polaroid на семь патентов и постановил прекратить производство, продажу и использование камер и пленки для моментальной фотографии. 

За ошибочную патентную стратегию фирме Kodak пришлось выплатить конкурентам 925 млн. долларов в виде компенсации за нанесенный ущерб. Кроме того компания была вынуждена закрыть завод, который обошелся ей в 1,5 млрд. долларов, уволить 700 рабочих и затратить еще 500 млн. долларов на выкуп 16 млн. камер для моментальной фотографии, проданных в период с 1976 по 1990 годы. Это - один из самых дорогостоящих примеров недооценки роли па тентов и анализа их стратегической ценности. Необходимо отметить, что для целей конкурентного анализа патентная информация имеет ряд преимуществ перед прочими источниками научно технической информации.

Во-первых, источники патентной информации по дате подачи заявки на патент опережают момент начала массового производства продукции.

Во-вторых, между динамикой патентования и затратами на соответствующие исследования существует тесная взаимосвязь, что позволяет проанализировать тенденции развития компании.

В-третьих, в отличие от прочих источников научно<технической информации патентные источники, как правило, не дублируют содержание один другого.

В-четвертых, источники патентной информации хорошо систематизированы на основе международной патентной классификации.

В-пятых, в большинстве патентных ведомств созданы автоматизированные базы данных, которые размещены в интернете.

Все более частым требованием к патентным специалистам стало составление патентного портфолио, которое обеспечивало бы фирме стратегические преимущества на фоне непрерывно меняющейся панорамы конкурентов и их продуктов на рынке. Эффективное патентное портфолио может использоваться руководителями и топ<менеджерами для осуществления таких стратегических действий, как: подрыва производственной стратегии конкурентов и осуществления блокирующего патентования; патентного прикрытия при вторжении в прибыльные рыночные сегменты с интенсивной конкуренцией; обретения исключительных прав на вновь появляющиеся коммерчески перспективные технологии; выявления вероятных правонарушителей и возможных источников до хода от продажи лицензий.

Пример патентной карты

Одним из инструментов, позволяющих провести стратегический конку рентный анализ патентного портфолио компании, является так называемое «патентное картирование». Обычно используются три типа картирования: технологическое, собственно патентное и лицензионное. Технологическое картирование заключается в упорядочении патентного портфолио путем разделения на несколько технологических групп. Такой анализ позволяет определить сильные и слабые (Strength & Weakness) стороны патентной защиты компании в различных технологических областях.

РИС. 1 иллюстрирует пример технологической патентной карты. Как видно из рисунка, по сравнению с технологиями A и C количественное патентное положение компании в технологии B предпочтительнее.

В противоположность технологическому картированию собственно патентное картирование представляет собой сравнение патентного портфолио компании с портфолио конкурентов. Собственно патентное картирование может принимать различные фор мы. Например, каждый патент рассматривается во взаимосвязи с ссылочно связанными с ним респондентами (ссылается на) и корреспондентами (ссылаются из).

К примеру, если на какой-то патент в течение короткого промежутка времени ссылается множество других патентов, данный патент принято считать «пионером», определяющим базовые положения определенной технологии, которую прочие патенты лишь улучшают. Таким образом, с помощью патентного картирования можно определить ключевые патенты, являющиеся «бриллиантами в короне» патентного портфолио компании или ее конку рента.

Еще одной формой собственно патентного картирования является разновидность технологического картирования применительно к анализу конкурентов. В этом случае упорядоченные по технологическим группам патентные портфолио компании и ее конкурентов отображаются на одной карте.

Пример патентной картыРИС. 2 иллюстрирует пример конкурентной патентной карты. Как мы видим по от ношению к компании А конкурент B имеет более сильные количественные позиции в технологии A и C и более слабую - в технологии B.

Последний тип патентного картирования - лицензионное. Оно фокусируется на информации о патентах и за явках на патент компании во взаимосвязи с экономической активностью конкурентов. Одним из способов про ведения лицензионного картирования является пересмотр патентного порт фолио компании. Причем цели каждого ее патента проверяются на предмет пересечения с экономической активностью выбранных конкурентов на каком либо рынке. Так же как и в собственно патентном картировании, в случае если какой-либо патент имеет большое количество коррелирующих с ним элементов рыночной активности конкурента, этот патент признается имеющим значительный лицензионный потенциал. В дальнейшем такие патенты могут быть использованы как в оборонительной (патентное прикрытие), так и в наступательной (блокирующее патентование) стратегии компании. Лицензионное картирование помогает обнаружить возможности и угрозы (Оpportunities & Threats) для компании.

Таким образом, совместно с технологическим патентным картированием оно позволяет провести полномасштабный SWOT-анализ. В настоящее время свои услуги и программное обеспечение для инструментальной поддержки принятия решений в патентных исследованиях и патентном картировании предлагает целый ряд компаний. Несколько основных из них приведены в таблице.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Развернутая Правительством РФ кампания по защите интеллектуальной собственности совпала с массовой регистрацией патентным ведомством страны товарных знаков из разряда «грех не стащить то, что плохо лежит». Круг компаний, достигших успехов в этой национальной русской забаве, достаточно узок. Тем не менее не так давно он стал на одного игрока шире. Причем этот агрессивный новичок - московская «Кондитерская фабрика «Волшебница» - уверенно заявил о своих претензиях на лидерство, зарегистрировав на свое имя следующие товарные знаки для кондитерских изделий: «Волшебное наслаждение», «Волшебный принц», «Волшебные купола», «Волшебный зоопарк», «Волшебная нива», «Волшебный сюрприз», «Волшебный вальс» и «Волшебный мишка». Рецепт, как видите, до гениального прост: надо взять известный брэнд, принадлежащий таким гигантам российского кондитерского бизнеса, как «Красный Октябрь», «Рос сия» (Nestle), «Большевик» (Danone) или Mars, добавить к нему эпитет «волшебный» и - как по взмаху волшебной палочки - на свет появляется «новая» интеллектуальная собственность.
Та же «Кондитерская фабрика «Волшебница» зарегистрировала товарный знак «Причуда» (известный прежде всего как брэнд вафельных тортов, выпускаемых «Большевиком») для чистящих, отбеливающих и косметических средств, фармацевтических, ветеринарных и гигиенических препаратов, а также для рекламы и всевозможных услуг в области рекламы и маркетинга.

АЛЕКСЕЙ АЛЕХИН