(968)669-5304
18-10-2024
Роспатент повысил пошлины: что изменилось, кроме цен
Пятого октября 2024 года вступили в силу поправки в Положение о пошлинах за юридически значимые действия с объектами интеллектуальной собственности. Поправки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2024 года.
18-10-2024
Внесены изменения в Положение о пошлинах
В связи с поступлением в Роспатент обращений подготовлены ответы на типовые вопросы о порядке применения Положения о пошлинах с учетом внесенных в него изменений.
18-10-2024
Таблицы видов юридически значимых действий и размеров пошлин
Перечень
юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины
18-10-2024
Первый в истории симпозиум ВОИС по патентной аналитике
С 16 по 19 сентября 2024 года состоялся первый в истории симпозиум ВОИС по патентной аналитике.
18-10-2024
Роспатент сообщил о росте числа заявок на регистрацию российского софта
За девять месяцев 2024 года отечественные разработчики подали в Роспатент 26 556 заявок на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных, что на 13,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
Вопрос включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров в настоящее время является одним из самых актуальных и спорных среди представителей государственных органов и участников внешнеторговой деятельности. Все чаще данный вопрос является предметом судебных разбирательств в арбитражных судах России.
Понятие лицензионного договора и лицензионных платежей. В соответствии с частью 1 статьи 1235 Гражданского кодекса РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицезиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Следует отметить, что исключительное право, которое выступает объектом лицензионного договора, по своей природе является имущественным правом. Это означает, что названное право оборотоспособно, динамично и имеет меновую стоимость (Ю.Т.Гульбин. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // Законодательство, 2010. № 4). По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лизензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное (П. 5 ст. 1235 ГК РФ.). Если лицензионным договором прямо не предусмотрена его безвозмездность, но при этом в нем не согласовано условие о размере вознаграждения или о порядке его определения, соответствующий договор в силу абзаца второго пункта 5 статьи 1235 Гражданского кодекса РФ считается незаключенным (П. 13.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29.).
Таким образом, лицензионные платежи, или роялти (от английского royalty) - это вознаграждение продавцу (лицензиару) за предоставленное покупателю (лицензиату) право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (изготовление ввозимых товаров, «ноу-хау», продажу на экспорт ввозимых товаров, в том числе торговых марок, использование и перепродажу ввозимых товаров).
Согласно российскому законодательству, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности подлежат включению в таможенную стоимость товаров. Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенных платежей. В связи с тем, что таможенные платежи составляют более 50 процентов доходной части федерального бюджета, становится очевидной важность включения всех дополнительных начислений в таможенную стоимость товаров, в том числе и лицензионных платежей.
Обязанность по взиманию таможенных платежей возложена на таможенные органы РФ. Кроме того, таможенные органы выполняют функцию по пресечению незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы особое внимание уделяют проверке наличия у импортера лицензионного соглашения и факта уплаты импортером платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.
На практике сложилась следующая ситуация: если декларантом при наличии возмездного лицензионного договора не включены в таможенную стоимость лицензионные платежи, таможенный орган осуществляет корректировку таможенной стоимости и выставляет требование об уплате таможенных платежей. При этом в отношении декларанта или таможенного брокера (представителя) (Согласно статье 12 Таможенного кодекса таможенного союза, вступившего в силу с 01.07.2010, таможенные операции от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель) на основании части 2 статьи 16.2 КоАП РФ может быть возбуждено дело об административном правонарушении.
Позиция участников внешнеторговой деятельности. Уплатив по требованию таможенного органа недостающие таможенные платежи, участники внешнеторговой деятельности и таможенные брокеры (представители) обращаются в арбитражный суд в целях обжалования решений таможенных органов на основании условий включения лицензионных платежей в таможенную стоимость, предусмотренных законодательством.
В соответствии с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 19.1 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», действовавшими до 1 июля 2010, лицензионные платежи подлежали включению в таможенную стоимость товаров при соблюдении следующих условий: лицензионные платежи должны относиться к оцениваемым товарам; покупатель прямо или косвенно должен уплатить их в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионные платежи должны относиться только к ввозимым товарам.
Судебная практика. Судебная практика относительно включения лицензионных платежей в таможенную стоимость складывается следующим образом. ФАС МО своими постановлениями от 20.04.09 № КА-А40/2009, от 05.05.09 № КА-А40/3422-09 признал несостоятельными доводы заявителя о том, что лицензионные платежи не являются условием продажи товаров, ни прямо, ни косвенно не перечисляются поставщику товаров, не относятся к ввозимым товарам. В судебных постановлениях указано, что Законом РФ «О таможенном тарифе» не установлено, что обязанность уплаты лицензионных платежей должна быть одним из условий продажи в рамках внешнеторгового контракта. В связи с этим возникает вопрос, в каких случаях вообще соблюдается это условие, предусмотренное Законом РФ «О таможенном тарифе», из каких документов должно следовать, что уплата лицензионных платежей является условием продажи товаров?
ФАС Московского округа своими постановлениями от 23.03.10 № КА-А41/2243-10 и от 26.03.10 № КА-А41/2366-10 также оставил без удовлетворения кассационные жалобы, в которых заявитель ссылался на несоответствие выводов судов о правомерности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров требованиям Закона «О таможенном тарифе».
Таким образом, при формировании судебной практики намечается следующая тенденция: если товары, ввозимые на территорию РФ, содержат объект интеллектуальной собственности в виде товарного знака, за использование которого уплачиваются лицензионные платежи, не включенные в цену товаров, то такие платежи должны быть включены в структуру таможенной стоимости. Доводы импортеров о несоответствии требований о включении платежей по отдельно взятым лицензионным договорам в таможенную стоимость законодательству РФ, признаются судами несостоятельными. Вместе с тем, подобные дела до сих пор не рассматривались Высшим арбитражным судом РФ.
Не лицензиат, а уполномоченный импортер. Следует отметить, что нередко импортеры известных торговых марок не заключают лицензионные соглашения и не перечисляют платежи за использование объектов интеллектуальной собственности правообладателю. Такие организации называются уполномоченными импортерами, не являясь при этом лицензиатами. Возможность перехода права собственности на вещь без перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, закреплена частью 2 статьи 1227 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, согласно статье 1487 Гражданского кодекса РФ, не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Федеральная таможенная служба РФ ведет Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Согласно п. 2 статьи 330 Таможенного кодекса Таможенного союза, вступившего в силу с 01.07.2010, таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - члена таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства. Кроме того, п. 3 статьи 330 Таможенного кодекса таможенного союза, а также Соглашением от 21.05.2010 «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза» предусмотрен Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза.
Если сведения об объекте интеллектуальной собственности отсутствуют в Таможенном реестре, для того, чтобы получить информацию о регистрации товарного знака в соответствии с законодательством РФ, необходимо обратиться к базам данных Роспатента. Однако даже при зарегистрированном товарном знаке платежи за использование объектов интеллектуальной собственности могут импортером не перечисляться. Лицензиатом может являться иностранная компания, которая уплачивает все лицензионные платежи за использование торговой марки ее дочерними предприятиями.
Таким образом, о факте перечисления роялти можно достоверно узнать только у самого импортера или у правообладателя. Именно поэтому факт уплаты лицензионных платежей нередко выявляется только в результате таможенной ревизии уже после выпуска товаров в свободное обращение.
Лицензионное соглашение или иной договор? Согласно Закону «О таможенном тарифе», а также действующему в настоящее время законодательству таможенного союза (п. 1 ст. 5 Соглашения от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза».), к таможенной стоимости ввозимых товаров помимо лицензионных платежей добавляются иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.
Таким образом, если у декларанта имеется не лицензионное соглашение, а договор коммерческой концессии, либо иной договор, котором предусмотрены перечисления за использование объектов интеллектуальной собственности, такие платежи добавляются к таможенной стоимости. Письмо Минфина России от 03.12.09 № 03-10-06/80 разъясняет, что не установлен конкретный вид договора, в котором должна определяться необходимость уплаты лицензионных платежей в качестве условия продажи товаров, так как эти вопросы являются частью договорных отношений между лицензиатом и правообладателем, которые могут быть оформлены лицензионным договором, договором купли-продажи товаров либо иным видом договора.
Рекомендации импортерам - как снизить затраты. Если у организации имеется лицензионное соглашение, либо иной договор, предусматривающий перечисление платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, в интересах лицензиата предоставить таможенному органу все документы, подтверждающие наличие и размер лицензионных платежей. Информация об условиях лицензионного соглашения, бухгалтерские справки с приведением расчета лицензионных платежей помогут избежать лишних расходов, так как при отсутствии подробного расчета со стороны импортера таможенный орган рассчитает роялти самостоятельно.
В письме ФТС России от 22.09.2008 № 05-33/39045 указано, что не представляется возможным выработать универсальные способы расчета лицензионных платежей, такой расчет должен производиться применительно к конкретным обстоятельствам и условиям лицензионного договора, в зависимости от имеющихся у декларанта документов. Таким образом, в интересах декларанта сделать расчет лицензионных платежей простым и понятным, подготовить пакет документов и свою методику расчета лицензионных платежей, исходя из конкретных обстоятельств сделки, включив в расчет те платежи, уплата которых предусмотрена законодательством.
О перспективе включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров необходимо задуматься уже на стадии согласования условий лицензионного соглашения. Например, в лицензионном соглашении должны быть разделены суммы роялти за ввозимые товары и суммы роялти за передачу прав за производство товаров, их продажу, рекламу и пр. Если такого разделения не будет, таможенный орган рассчитает размер роялти по максимуму.
Немаловажным на стадии подготовки лицензионного соглашения является проработка условий уплаты лицензионных платежей. В качестве основы для расчета лицензионного платежа стороны могут выбрать как стоимость, установленную внешнеторговым контрактом («инвойсную» стоимость), так и стоимость продажи товара на территории России. Расчет роялти от «инвойсной» стоимости представляется наиболее простым и удобным с точки зрения расчета таможенной стоимости, так как цена товаров по инвойсу известна на момент их ввоза. Однако, здесь следует учитывать, насколько выгодным такой расчет роялти является для обеих сторон, и возможно ли убедить иностранного контрагента в целесообразности такого расчета.
Смотрим вперед - перспективы законодательства. В настоящее время Россия, Беларусь и Казахстан находятся в процессе формирования таможенного союза и единого экономического пространства. С 1 января 2010 года действует Единый таможенный тариф, а с 1 июля 2010 вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза.
В ходе формирования таможенного союза был принят ряд международных соглашений и протоколов, регулирующих вопросы таможенной стоимости, в том числе Соглашение от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза». Согласно статье 5 указанного Соглашения, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенным в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
При этом в Соглашении указано, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза. Таким образом, если из документов импортера будет следовать, что лицензионные платежи, уплачиваемые за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, не являются условием продажи этих товаров для вывоза на территорию таможенного союза, то такие платежи, в соответствии с законодательством таможенного союза не будут включаться в таможенную стоимость товаров.
Немаловажным для импортеров является тот факт, что согласно Концепции совершенствования Раздела VII Гражданского кодекса РФ предполагается ввести уведомительный порядок регистрации лицензионных договоров (без проверки самого договора), что позволит упростить процедуру его вступления в силу и сократить сроки рассмотрения соответствующих заявлений регистрирующими органами (П. 3.6. Концепции совершенствования Раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»). Очевидно, что намечается тенденция упрощения процедуры регистрации лицензионных договоров.
Таким образом, планирование ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, должно осуществляться импортерами с учетом положений национального законодательства и законодательства таможенного союза. Только комплексный подход участников внешнеэкономической деятельности к заключению лицензионного соглашения и формированию пакета документов для таможенных целей позволит избежать серьезных проблем при совершении таможенных операций в отношении данной категории товаров.
Автор: Ионичева Валентина Николаевна