(968)669-5304
18-10-2024
Роспатент повысил пошлины: что изменилось, кроме цен
Пятого октября 2024 года вступили в силу поправки в Положение о пошлинах за юридически значимые действия с объектами интеллектуальной собственности. Поправки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2024 года.
18-10-2024
Внесены изменения в Положение о пошлинах
В связи с поступлением в Роспатент обращений подготовлены ответы на типовые вопросы о порядке применения Положения о пошлинах с учетом внесенных в него изменений.
18-10-2024
Таблицы видов юридически значимых действий и размеров пошлин
Перечень
юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины
18-10-2024
Первый в истории симпозиум ВОИС по патентной аналитике
С 16 по 19 сентября 2024 года состоялся первый в истории симпозиум ВОИС по патентной аналитике.
18-10-2024
Роспатент сообщил о росте числа заявок на регистрацию российского софта
За девять месяцев 2024 года отечественные разработчики подали в Роспатент 26 556 заявок на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных, что на 13,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
Среди заявителей весьма распространено заблуждение, что результатом зарубежного патентования с использованием процедуры PCT является «международный патент». К сожалению, в PCT такого патента не существует, как не существует единого охранного документа ни в рамках Парижской, ни в рамках Европейской конвенций. Любой существующий в настоящее время патент - национальный, основной характеристикой которого является территориальная ограниченность, и его действие распространяется только на территории того государства, национальным патентным ведомством которого он выдан. В PCT существует только «международная заявка», под которой понимается заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации. Следует отметить, что Евразийская патентная конвенция в этом отношении заслуживает отдельного разговора.
Поскольку из-за больших различий между национальными патентными законодательствами единый охранный документ в PCT отсутствует, вся процедура прохождения международной заявки с момента ее подачи и до принятия решения об охраноспособности заявленного изобретения разделена на две фазы: международную и национальную. На международной фазе по каждой заявке в обязательном порядке проводится международный патентный поиск, осуществляется ее публикация, и, по желанию заявителя, может быть проведена международная предварительная экспертиза. На национальной фазе в каждом государстве, на территории которого заявитель заинтересован в охране своего изобретения, в соответствии с нормами национального патентного законодательства данного государства выносится решение о соответствии заявленного изобретения установленным критериям охраноспособности, и, в случае положительного результата, выдается охранный документ. Следовательно, подавая международную заявку, необходимо принимать во внимание, что на международной фазе в отношении такой заявки будут совершаться действия, регламентированные нормативными документами PCT, в то время как на национальной фазе в ее отношении будут совершаться действия, предусмотренные уже национальными патентными законодательствами.
Такая двухфазная процедура прохождения международной заявки в РСТ на первый взгляд представляется достаточно сложной и надуманной, тем более, что в конечном итоге для получения охранного документа заявитель вынужден подавать определенный комплект документов и оплачивать пошлины, предписанные национальными ведомствами, т. е. совершать те же действия, что требовались бы от него в случае подачи заявки по традиционной процедуре в рамках норм Парижской конвенции. Почему же на сегодняшний день, согласно статистическим данным, Договор о патентной кооперации (PCT) является самым востребованным при зарубежном патентовании, несмотря на то, что в процедуре PCT в дополнение к национальной фазе, которой можно и так воспользоваться в рамках Парижской конвенции, существует своеобразная «надстройка» в виде международной фазы, требующая от заявителя дополнительных затрат? Очевидно, что популярность PCT объясняется прежде всего теми значительными преимуществами по сравнению с традиционной процедурой зарубежного патентования в рамках Парижской конвенции, среди которых наиболее значимыми являются следующие:
1. РСТ дает возможность получить патентную охрану за пределами отдельно взятого государства наиболее удобным, рентабельным и эффективным способом, поскольку заявителю для одновременного испрашивания патентной охраны своего изобретения в государствах-участниках PCT достаточно подать одну «международную» заявку по процедуре РСТ в одно патентное ведомство («получающее ведомство») на одном языке. Это становится возможным благодаря тому, что согласно положению пункта (3) статьи 11 РСТ международная заявка, в отношении которой установлена дата международной подачи, имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве. В противном случае заявителю пришлось бы подавать столько заявок в национальные ведомства, сколько государств представляют для него интерес с точки зрения обеспечения охраны изобретения.
2. При подаче заявки по процедуре РСТ у заявителя имеется определенный временной запас до перевода заявки на национальную фазу, поскольку максимальный срок для вхождения в национальную фазу, предусмотренный согласно статье 22(1) РСТ, составляет 30 месяцев с даты приоритета. Следовательно, даже в случае подачи международной заявки незадолго до истечения срока, предусмотренного для возможности испрашивания конвенционного приоритета по более ранней заявке, у заявителя имеется в запасе минимум 18 месяцев до того, как ему будет необходимо представить требуемые документы и оплатить предписанные пошлины в национальные ведомства. Подобный временной запас, с одной стороны, представляет собой своеобразную отсрочку платежей, обусловленных оплатой пошлин и услуг патентных поверенных, а с другой стороны, может быть использован заявителем для того, чтобы решить вопрос о целесообразности патентования в той или иной стране. При подаче заявки по традиционной процедуре в рамках Парижской конвенции такой «временной» льготы у заявителя не существует.
3. По каждой международной заявке процедурой РСТ предусмотрено обязательное проведение международного поиска, и, по желанию заявителя, возможно проведение международной предварительной экспертизы. В результате заявителю предоставляется возможность на основании информации, содержащейся в отчете о международном поиске и в заключении международной предварительной экспертизы, оценить целесообразность дальнейшей процедуры патентования своего изобретения до того, как от него потребуется оплата национальных пошлин, составляющих значительную часть расходов при патентовании.
4. Для заявок, подаваемых по процедуре РСТ, выработаны единообразные формальные требования к оформлению материалов заявки.
5. Для международных заявок предусмотрена их централизованная публикация по истечении 18 месяцев с даты приоритета и рассылка опубликованных брошюр во все Договаривающиеся государства PCT.
6. В РСТ существует ряд льгот при оплате международной пошлины на международной фазе, а также в зависимости от того, какие компетентные международные органы проводили международный поиск и предварительную экспертизу, в некоторых государствах по заявкам РСТ предусмотрен ряд льгот при оплате национальной пошлины.
7. Членство в РСТ облегчает доступ к национальным патентным системам. Поскольку РСТ предлагает более удобный и рентабельный вариант патентования за пределами отдельно взятого государства, членство в РСТ влечет за собой увеличение числа заявок, поданных в национальное ведомство, и, соответственно, увеличение доходов ведомства.
8. Результатом членства в РСТ может быть сокращение расходов национального ведомства на публикацию заявок для тех ведомств, которые признают международную публикацию заявок в рамках РСТ для целей национального законодательства.
9. РСТ упрощает деятельность национальных ведомств, поскольку к моменту перехода международной заявки на национальную фазу она уже проходит экспертизу на предмет соответствия формальным требованиям, по ней проведен международный поиск, и в ряде случаев, международная предварительная экспертиза. В результате в национальном ведомстве экспертиза по формальным признакам в смысле пункта 1 статьи 27 РСТ не проводится, а национальный поиск и экспертиза могут быть в значительной степени сокращены или вообще не проводиться, и национальное ведомство, располагая теми же ресурсами, может рассматривать большее число заявок.
10. Система РСТ облегчает и ускоряет доступ к самой современной технической информации об изобретениях. Это становится возможным благодаря публикации международных заявок, включая отчеты о международных поисках, а также бесплатному предоставлению копий всех опубликованных заявок национальным ведомствам Договаривающихся государств, которые, в свою очередь, могут публично распространять эту информацию. Опубликованные материалы являются бесценным источником информации о самых последних достижениях техники и основой для оценки заявителями патентоспособности своих изобретений. Широкий доступ к этой информации может служить стимулом для активизации изобретательской деятельности, что в свою очередь может повысить инвестиции и активизировать передачу технологий.
11. Еще одним существенным преимуществом PCT является то, что для осуществления всех предписанных процедурой PCT действий в отношении международной заявки на международной фазе не понадобилось создания специальных организаций, поскольку все функции предусмотренных в PCT компетентных международных органов возложены на национальные патентные ведомства стран-участниц PCT и межправительственные организации-участницы PCT.
Процедура прохождения международной заявки в соответствии с Договором РСТ предусматривает две фазы: международную и национальную.
Международная фаза состоит из четырех главных этапов, три из которых являются обязательными (то есть, выполняются автоматически), а последний проводится по желанию заявителя. Три первых этапа включают:
1) подачу международной заявки заявителем и ее рассмотрение Получающим ведомством;
2) подготовку одним из Международных поисковых органов отчета о международном поиске и письменного сообщения;
3) публикацию Международным бюро ВОИС (МБ ВОИС) международной заявки вместе с отчетом о международном поиске и рассылку МБ ВОИС международной заявки с отчетом о поиске в национальные (или региональные) ведомства, в которых заявитель желает получить патент на основе своей международной заявки (так называемые «указанные ведомства»).
Необязательный четвертый этап предусматривает подготовку заключения международной предварительной экспертизы (публикация которого не предусмотрена) одним из Органов международной предварительной экспертизы.
Международная фаза продолжается для каждого отдельного указанного государства вплоть до момента перехода заявки на национальную фазу в соответствующее указанное ведомство или до истечения применимого срока перехода на национальную фазу в данное государство. Так как переход на национальную фазу может быть осуществлен в разное время в разные указанные государства, международная заявка может быть одновременно на национальной фазе для одних государств и на международной фазе - для других.
Структура системы PCT представляет собой упорядоченное нормативными документами взаимодействие основных сторон Договора о патентной кооперации, к числу которых относятся Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, национальные ведомства Договаривающихся государств, региональные ведомства - участники PCT и пользователи: заявители и третьи лица.
Все делопроизводство по заявке на международной фазе ее прохождения ведется так называемыми компетентными международными органами, на каждый из которых возложены определенные функции. Всего в PCT предусмотрено четыре компетентных международных органа: Международное Бюро ВОИС (МБ ВОИС), получающее ведомство, Международный поисковый орган (МПО) и Орган международной предварительной экспертизы (ОМПЭ). Для обозначения компетентных международных органов используется аббревиатура их названий на английском языке, а именно:
* Международное бюро (The International Bureau) - IB;
* Получающее ведомство (The Receiving Office) - RO;
* Международный поисковый орган (The International Searching Authority) - ISA;
* Орган международной предварительной экспертизы (The International Preliminary Examining Authority) - IPEA.
Каждый компетентный международный орган определяет для себя рабочие языки, языки переписки и использует в работе бланки, форма и содержание которых утверждены Административной инструкцией. Кроме того, для работы компетентных международных органов разработаны соответствующие руководства, утверждаемые Международным бюро. В каждом из таких руководств подробно расписаны те действия, которые должны быть предприняты каждым из компетентных международных органов в определенных ситуациях в ходе процедуры на международной фазе прохождения заявки.
Функции между компетентными международными органами распределены следующим образом.
На МБ ВОИС возложена руководящая и координирующая роль между сторонами, принимающими участие в PCT, т. е. заявителем, компетентными международными органами, указанными и выбранными ведомствами. Наряду с этим МБ ВОИС осуществляет публикацию и рассылку международных заявок, а также регистрацию и рассылку необходимой информации во все указанные или выбранные заявителем национальные и региональные патентные ведомства.
К компетенции Получающего ведомства относится решение таких вопросов, как установление даты международной подачи, проверка оформления заявки с точки зрения требований унифицированной международной публикации, контроль правильности и своевременности оплаты заявителем предписанных пошлин, изъятие международной заявки. Кроме того, в обязанности получающего ведомства входят различные процедурные вопросы, такие, как внесение изменений в заявление международной заявки, изъятие приоритета, указаний и т.д. Таким образом, на получающее ведомство возложено ведение всего делопроизводства общего характера по международной заявке на международной фазе.
В качестве получающих ведомств в РСТ задействованы национальные патентные ведомства Договаривающихся государств, межправительственные организации и Международное бюро ВОИС. При этом любое получающее ведомство имеет право назвать один или несколько Международных поисковых органов в качестве компетентного поискового органа по международным заявкам, поданным в это получающее ведомство.
На Международный поисковый орган возложена обязанность проведения международного патентного поиска, который проводится в обязательном порядке по каждой международной заявке. Основной задачей такого поиска является выявление соответствующего уровня техники, а объем поиска определяется Инструкцией к PCT.
Но функции Международного поискового органа могут выполнять лишь те национальные и региональные ведомства стран-участниц, которые назначены Ассамблеей Международного союза патентной кооперации. При этом ведомство, на которое могут быть возложены данные функции, должно удовлетворять определенным требованиям, регламентированным правилом 36.1 Инструкции к PCT, а именно:
1) в ведомстве должно быть по крайней мере 100 сотрудников, занятых полную рабочую неделю и обладающих достаточной технической квалификацией для проведения поиска, т. е. узко специализированных экспертов, профессионально занимающихся поиском и экспертизой;
2) ведомство должно либо иметь в своем распоряжении, либо иметь доступ к так называемому минимуму документации, т. е. патентной и непатентной литературе, обязательной для использования при проведении поиска, перечень которой определен Инструкцией к PCT;
3) ведомство должно иметь штат, обладающий достаточными языковыми знаниями для понимания тех языков, на которых написан или на которые переведен минимум документации, к числу которых относятся английский, немецкий и французский.
С учетом данных требований в качестве Международных поисковых органов Ассамблеей назначены 12 ведомств, но на сегодняшний день функции поисковых органов выполняют только одиннадцать из них: региональное Европейское патентное ведомство и национальные ведомства следующих Договаривающихся государств: США, Японии, Швеции, Республики Корея, Австралии, Канады, Китая, Испании, Австрии и Российской Федерации. Назначенное в 2003 г. патентное ведомство Финляндии пока не приступило к выполнению своих обязанностей.
Орган международной предварительной экспертизы проводит по международной заявке предварительную экспертизу, возможность которой предусмотрена PCT. Результатом международной предварительной экспертизы является заключение о соответствии заявленного изобретения установленным критериям патентоспособности, таким как новизна, изобретательский уровень (неочевидность) и промышленная применимость. Эта процедура регламентируется Главой II PCT и не является обязательной. Она может быть проведена только по требованию заявителя. Несмотря на то, что международная предварительная экспертиза является достаточно полной и квалифицированной, она не предрешает выводов национальных и региональных патентных ведомств, т. к. согласно статье 33 PCT(1) заключение экспертизы носит необязывающий характер для любого из ведомств, каждое из которых вправе применять дополнительные или иные критерии для решения вопроса, является ли заявленное изобретение патентоспособным в этом государстве.
Функции Органов международной предварительной экспертизы возложены на те же ведомства, на которые возложены и функции Международных поисковых органов. При этом, каждый Орган международной предварительной экспертизы может определить те Международные поисковые органы, на основании отчетов о поиске которых он будет проводить международную предварительную экспертизу.
Нормативная база РСТ, регулирующая весь процесс прохождения международной заявки с момента её подачи в получающее ведомство и до перехода в какое-либо национальное патентное ведомство страны-участницы РСТ, имеет линейно-подчиненную структуру.
Основным законодательным актом является Договор о патентной кооперации (РСТ). Далее по подчинённости следует Инструкция к РСТ, узаконенная статьей 58 PCT и являющаяся приложением к Договору. Инструкция имеет особый правовой статус - вместе с Договором они представляют собой две части единого международного акта. Затем, согласно правилу 89 Инструкции к РСТ, следует Административная инструкция в соответствии с PCT, регулирующая отдельные технические вопросы. Завершает эту «нормативную цепочку» ряд руководств: руководство для заявителя и руководства для всех компетентных международных органов.
Договор состоит из Преамбулы, Вводных положений и восьми Глав, и включает 69 статей. Нормы, регламентирующие процедуры подачи международной заявки, международного патентного поиска и международной публикации содержатся в Главе I. Сюда же включены нормы, регулирующие процедуру перевода международной заявки на национальную фазу, и нормы, определяющие требования национальных патентных ведомств. Все нормы, касающиеся международной предварительной экспертизы, выделены в отдельную Главу II Договора. Глава III содержит общие положения, такие как испрашивание определенных видов охраны, последствия неправильного перевода международной заявки, предоставление права на ведение дел в международных органах. Глава IV определяет условия и объем предоставляемых услуг в области патентной информации и технической помощи Договаривающимся государствам из числа развивающихся стран в развитии их национальных патентных систем. Глава V включает административные положения, определяющие законодательные и исполнительные органы РСТ. Кроме того, согласно одной из статей Главы V, а именно статье 58, в приложение к Договору предусматривается Инструкция, содержащая правила относительно ряда требований, для которых специально предусмотрено, что они будут установлены Инструкцией, а также правила относительно любых административных требований и процедур. Главы VI и VII регулируют соответственно вопросы разрешения споров и пересмотра поправок Договора. И, наконец, в Главу VIII включены так называемые заключительные положения, а именно условия вступления Договора в силу, возможные оговорки, т.е. положения Договора, в отношении которых любое государство может не считать себя ими связанными, возможность денонсирования Договора и функции депозитария.
Инструкция к РСТ, которая была принята одновременно с Договором 19 июня 1970 г., состоит из 6 частей, нумеруемых буквами латинского алфавита, и приложения, каковым является Перечень пошлин. Согласно нумерации Инструкция содержит 96 правил, однако, учитывая, что многие номера используются со сносками bis и ter, на сегодняшний день фактически существует 109 правил, регламентирующих процедуру РСТ.
Часть А содержит вводные правила, определяющие значение сокращенных выражений и толкование некоторых терминов. Части В и С содержат правила, относящиеся соответственно к Главам I и II Договора и детализирующие процедуры подачи международной заявки и требования на проведение международной предварительной экспертизы. Кроме того, в этих частях регламентируются процедуры проведения международного поиска, публикации и проведения международной предварительной экспертизы. В части D объединены правила, подчиненные Главе III Договора, которые содержат нормы, определяющие исчисление, изменение и несоблюдение сроков, предусмотренных процедурой РСТ. Часть Е включает правила, относящиеся к Главе V Договора, и, соответственно, регламентирующие административные положения, такие как голосование, изменение Инструкции, содержание и форму Бюллетеня, предоставление экземпляров публикаций. Кроме того, согласно правилу 89, входящему в часть Е, предусмотрено наличие Административной инструкции, содержащей положения относительно вопросов, по которым Инструкция к РСТ специально ссылается на Административную инструкцию и относительно любых подробностей по применению Инструкции к РСТ. В заключительную часть F включены правила, относящиеся к нескольким Главам Договора. В их числе правила, регламентирующие порядок назначения агентов или общих представителей, правила, определяющие перечень и процедуру возможных изъятий, изменение некоторых сведений в заявлении или требовании, исправления очевидных ошибок, а также правила хранения документов дел международных заявок и правила доступа к данным делам.
Согласно правилу 96, последнему правилу Инструкции к РСТ, предусмотрен Перечень пошлин, который является приложением к Инструкции и составляет ее неотъемлемую часть. Перечень содержит размеры пошлин, предписанных к оплате на международной фазе, и условия, на которых установленные пошлины могут быть снижены.
Любые поправки в Договор и Инструкцию могут быть внесены только Ассамблеей Международного союза патентной кооперации.
Административная инструкция в соответствии с РСТ составляется и может изменяться Генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности после консультации с ведомствами и компетентными международными органами. Административная инструкция, состоящая из шести частей и Приложений, регулирует такие вопросы как порядок нумерации международных заявок, формы бланков заявления и требования, языки и формы бланков для переписки, используемые Международным бюро, получающим ведомством, Международным поисковым органом и Органом международной предварительной экспертизы, формы отчета о международном поиске и заключения международной предварительной экспертизы, а также стандарты представления последовательностей нуклеотидов и/или аминокислот и стандарт представления международной заявки в электронной форме.
Что касается разработанных Международным бюро руководств, то, поскольку каждое из них имеет практическую ценность для того пользователя, для которого оно предназначено, в данном случае имеет смысл более подробно остановиться на руководстве для заявителя (Applicant's Guide). Трудно переоценить практическую ценность данного руководства, т. к. оно содержит всю необходимую информацию, которая может быть востребована заявителем при подаче заявки по процедуре РСТ.
Руководство состоит из двух томов: I том - международная фаза (части I/А и I/В) и II том - национальная фаза (части II/A, II/B, II/C и II/D). Часть А первого тома содержит непосредственно руководство, в котором в форме вопросов и ответов представлена вся основная информация о том, что такое PCT, каким образом и кем может быть подана международная заявка, что включает заявление, как должны быть составлены описание, формула изобретения, реферат и как правильно оформить чертежи, описаны процедуры, применяемые получающим ведомством, Международным поисковым органом и Органом международной предварительной экспертизы, приведены требования, определяющие условия установления даты международной подачи, представлены основные сведения о процедуре проведения поиска и международной предварительной экспертизы и т. д. Кроме того, часть А содержит основную информацию о странах-участницах PCT и межправительственных организациях, такую как официальное наименование ведомства, почтовый адрес, контактные телефоны, при наличии, e-mail и адрес сайта в Internet, возможные виды охранных документов, сведения о том, является ли данное государство связанным положениями Главы II PCT.
В части I/B представлена информация о Международном бюро, получающих ведомствах, Международных поисковых органах и Органах международной предварительной экспертизы с указанием для каждого из них компетентных языков, размеров взимаемых пошлин и валюты, установленной для их оплаты, числа требуемых экземпляров международной заявки и документов, представляемых заявителем в ходе международной процедуры, и т.д.
И, наконец, части II/A, II/B, II/C II/D второго тома содержат основную информацию о требованиях национальных ведомств, такую как сроки перехода на национальную фазу в данное ведомство согласно статье 22(1) PCT и статье 39(1) РCT, язык перевода международной заявки, виды и размеры национальных пошлин, образцы заявлений, сведения о необходимости наличия патентного поверенного и т. д. Кроме того, часть II/A содержит основные требования, существующие в PCT, которые заявитель должен учитывать при желании перевести свою международную заявку на национальную фазу в то или иное Договаривающееся государство.
Источник www1.fips.ru