(968)669-5304

События в мире

21-01-2024

Apple получила более 2500 патентов США в 2023 году
По данным IFI Claims, в прошлом году компания Apple получила 2 536 патентов в США, опередив лишь шесть других компаний.

21-01-2024

Роспатент подвел итоги 11 месяцев: патентная активность российских организаций неуклонно растет
За неполный 2023 год наблюдается рост активности российских граждан и организаций в охране новых технических решений и собственных брендов.

21-01-2024

Итоги интеллектуальной собственности 2023
За этот год в России: ― на 8% выросло общее количество поданных заявок на получение патента; ― на 10-35% увеличилось количество заявок в сфере медицины, инструментальной диагностики, нефтепереработки и летательных аппаратов; ― на 50% больше стало заявок на получение патентов в области искусственного интеллекта; ― на 50% увеличилось количество заявок на регистрацию отечественного ПО; ― на 35% выросло количество поданных заявок на регистрацию товарных знаков.

21-01-2024

Российские компании регистрируют все больше программ, а Apple улучшает свое несуществующее авто: дайджест
Пока российские разработчики активно защищают свой софт регистрацией в Роспатенте, Китай приближается к пяти миллионам патентов на изобретения. В Ford решили, что голосовой ассистент тоже личность, а Apple прячет подушки безопасности своего автомобиля под сиденья. Что ещё происходит в сфере интеллектуальной собственности и какой в этом смысл — в нашем дайджесте.

21-01-2024

«Жемчужина» стала крупнейшей кинетической скульптурой в мире
На круизном корабле «Icon of the Seas» компании Royal Caribbean заработал необычный элемент интерьера. Выход на верхний уровень судна оформили в виде кинетической скульптуры под названием «Жемчужина». Она имеет округлую форму, размеры 13,5х16 м и напоминает настоящую жемчужину с видом изнутри.

Что нельзя зарегистрировать в качестве товарных знаков

В качестве компромисса, когда с одной стороны предоставлена полная информация, но в ней легко разобраться, сперва идут комментарии к закону, а дальше, если нужно, можете ознакомиться с подробной выдержкой. 

Нельзя зарегистрировать ТЗ «Xerox» - он стал уже общепринятый, потому что так называют любое копировальное устройство. Нельзя сок назвать «Вкусный» или «Яблочный» - называет сам предмет, (даже ТЗ на воду «Кристалл» хотели оспорить и отозвать ТЗ, пока не сошлись, что кристалл - это твердое состояние, и вода не может в нем пребывать в виде жидкости). Поэтому сок у нас может быть только «Добрый» или «Любимый».

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения

Нельзя зарегистрировать ТЗ, которые выглядят как официальные или государственные символы и знаки и тем самым могут вести в заблуждение.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:
1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;
3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в подпунктах 1-3 настоящего пункта.
Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

Ничто ложное и аморальное, понятное дело, никто вам не зарегистрирует.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Изобразительный ТЗ, похожий на яйца Фаберже, Мону Лизу, регистрировать нельзя. То есть все культурное наследие не трогаем.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Нельзя регистрировать ТЗ, уже зарегистрированные в других странах. То есть нельзя зарегистрировать в России известную (даже просто зарегистрированную в другом государстве) марку. Даже если она не зарегистрирована в России.

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Нельзя регистрировать ТЗ, если он уже зарегистрирован в данном классе товаров или на него уже выдано заявление о регистрации (поэтому и нужно проводить предварительный поиск, а поиск по заявкам может провести только сам ФИПС, больше ни у кого таких данных нет). Речь идет о том, что рассматриваются только ТЗ в определенном классе товаров и услуг (для этого есть соответствующий классификатор См МКТУ), то есть если ТЗ заявлен в одной группе, то он может свободно быть зарегистрирован в другой.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;
2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

ТЗ, похожий на другой можно зарегистрировать только с согласия его владельца. То есть такой знак как «Abibas» вам разрешат регистрировать, только если вам даст добро на это «Adidas». Но, правда же, вы и сами в этом сомневаетесь!

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.

Есть понятие «место происхождения», которое является самом по себе товарным знаком, которое можно регистрировать. Это иногда важно, например для вин, того же Абрау Дюрсо. Такой знак может регистрировать только настоящий производитель в этом географическом месте. И вино разлитое в другом месте уже не есть Абрау Дюрсо, правда же! Но таких знаков у нас (но это только у нас) регистрируется немного. Еще примеры - «Тульский пряник», «Гжель», «Хохлома».

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Нельзя получить свидетельство на ТЗ, который можно спутать с охраняемым в РФ фирменным наименованием или коммерческим обозначением, либо с зарегистрированным наименованием селекционного достижения. (Вряд ли это будет, но всякое бывает).

Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Важный момент еще: нельзя получить ТЗ на произведения науки, литературы или искусства без согласия обладателя прав. Причем это верно и даже про персонаж или даже цитату из такого произведения, как про фрагмент искусства. И если ТЗ касается какого-то лица, без его согласия - никак! А еще - промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени! Это важно. То есть - если есть уже такой сайт, как ваш ТЗ, то все сложно.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:
1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
2) имени (статья 19), псевдониму (пункт 1 статьи 1265) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;
3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
По основаниям, предусмотренным в настоящей статье, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

И наконец, чтобы было ясно - а как проверяется ТЗ. Вот что именно сравнивается:

Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:
- наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;
- близость звуков, составляющих обозначения;
- расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
- наличие совпадающих слогов и их расположение;
- число слогов в обозначениях;
- место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;
- близость состава гласных;
- близость состава согласных;
- характер совпадающих частей обозначений;
- вхождение одного обозначения в другое;
- ударение.

Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:
- общее зрительное впечатление;
- вид шрифта;
- графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);
- расположение букв по отношению друг к другу;
- алфавит, буквами которого написано слово;
- цвет или цветовое сочетание.

Смысловое сходство определяют на основании следующих признаков:
- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

Подробнее: в Правилах ФИПС